Протест с точки зрения психологии

Протест с точки зрения психологии

Протест в психологии

Часто протест выставляется в благородном свете. Различные оппозиционные движения многим видятся, как нечто несущее свет. Но если взглянуть на это явление протеста с точки зрения науки, то можно увидеть не только плюсы, но и минусы. На самом деле данный феномен базируется на стандартных психологических явлениях, которые мы с вами и разберем в этой статье.

Потребность в вере

Начнем с того, что каждому человеку нужно во что-то верить. Кто-то верит в бога, кто-то верит в науку, кто-то верит в сыроедение, кто-то в непогрешимость закона, кто-то в честность, кто-то в силу объективности, а кто-то в деньги.

И то, во что верить, человек подсознательно определяет посредством того, в чем ему хотелось бы стать лучше, чего ему не хватает. То есть веру определяют иногда осознанные, но чаще неосознаваемые, но имеющие место быть потребности. Подчеркну – неосознаваемые. То есть индивид не готов признать, что не обладает чем-то для него очень важным. И чем сильнее он пытается от себя это скрыть, тем радикальнее будет его вера и попытка навязать всем свои взгляды.

Консультация психолога

Если зайти с другой стороны, то человек пытается искоренить в мире то, что ему не нравится в самом себе. Только он не готов себе в этом признаться. И поэтому ищет соринки в чужих глазах. Если такой человек поймет и признает, что у него имеется проблемная зона, а затем начнёт над ней работать, то его радикальность ослабнет или вовсе исчезнет.

Протест, как компенсация собственных дефектов

Когда гражданин яро топит за какую-то ценность и в этом чувствуется его особое напряжение и надрыв, то стоит подумать, что он пытается таким способом компенсировать в самом себе. Я говорю здесь преимущественно о тех людях, которые придерживаются радикальных взглядов на что-либо и не имеют способности выйти на более высокий уровень абстрагирования. Они смотрят на все словно прислонив к этому свой нос, не желая отодвинуться подальше и оценить все со стороны более объективным взглядом. Это происходит оттого, что им страшно столкнуться с фактами не соответствующими той картине мира, которую они в своей голове нарисовали.

Протест, как компенсация собственных дефектовВсе мы прекрасно знаем, как богобоязненные бабушки имеют обыкновение обложить незнакомого человека матом по первое число, объяснив кто он, где его место и из чьей утробы он вышел. А ведь они могут при этом днями напролет восхвалять Иисуса Христа, который призывал возлюбить ближнего своего, как самого себя, даже в момент, когда его вели на распятие.
Эти бабульки отрицают ту злобу, ненависть и неудовлетворённость жизнью, которая в них присутствует и поэтому пытаются навязать всем смирение, покаяние и безгреховность. В подсознательной глубине у них сидит знание, что именно этих качеств им самим и не хватает. Жить осталось не так много, а они так и не приобрели недостающие внутренние элементы, которые помогли бы им сделать жизнь лучше.

Так же и некоторые особо фанатичные приверженцы науки боятся всего неизвестного и питают иллюзию, что все можно объяснить через научный подход. Им сложно принять факт, что мир настолько сложен и разнообразен, что человеческий ум никогда не сможет его полностью объяснить. Их пугает факт этой зияющей неизвестности и невозможности все в этой жизни предсказать и проконтролировать. Они пытаются вытеснить свой страх и делают это через попытку всему придать научное значение.

Толерантность к незнанию

Но есть и другие учёные, чей взгляд на мир отличается. Например такой гений, как Энштейн, осознавал, что есть что-то, что мы понять никогда не сможем и поэтому все контролировать невозможно. Что мир это нечто невообразимо сложное, но в то же время подчиненное как будто некой идее. Как парадоксально это бы ни было, именно такие люди находят способ понять то, что доселе не было никому известно. Это происходит потому, что они не боятся взглянуть на существующие явления со стороны, и подвергнуть свою картину мира риску быть неактуальной. А все потому, что они обладают гибким умом, готовым впитать новые факты и изменить на основе этого свое мировоззрение.

Если вспомнить древнего философа Сократа, проотца научной логики, так того вообще вдохновляло незнание. Он радостно говорил: “Я знаю, что ничего не знаю!” Именно поэтому он дал платформу всему научному знанию, которое зародилось позднее.

Но вернёмся к обсуждению того, что такое протест.

Попытка улучшить карму

Многие радикальные представители ЗОЖа, веганства, фруктерианства и сыроедения часто ударяются в подобные движения, в попытке компенсировать свои интенсивные, имеющие место в прошлом, эксперименты с наркотиками или что-то другое резко негативное и осуждаемое обществом.
Они как бы восстанавливают баланс своей кармы. Им не хочется рыться в своей психике в поисках причин сформировавших в них те качества, которые толкали на отрицательные поступки. Они предпочитают просто качнуть маятник в противоположную сторону. Бросаются, так сказать, из крайности в крайность. Это тоже своего рода протест против общественных устоев.

Форум бесплатной психологической помощи

Ярая тяга некоторых оппозиционных лидеров к справедливости так же носит явно избыточный характер. Ведь они обычные люди, внутри которых скрыт такой же мотивационный стержень, как и во всех тех, кто был перечислен выше. И очень часто они ничем не отличаются от тех, против кого воюют.

Давайте более подробно поговорим о психологии протеста. Какие конкретные психологические механизмы тут скрыты. Что представляет из себя протест, если посмотреть на него изнутри.

Попытка скрыть собственные дефекты

Как и в случае с сыроедами и прочими ЗОЖниками многое люди наделав много плохого пытаются исправить свою карму делая то, что как им кажется, является полезным для конкретного человека или человечества в целом. И некоторые в своих попытках достигают больших высот. Но польза от таких инициатив часто неоднозначна.

Такие действия в психологии называются причинением добра. И, чтобы вы понимали, причинение добра, это примерно тоже самое, что причинение зла, так как опирается все это на субъективные потребности того, кто это добро приносит, а не того кому оно предназначается.

Психологический механизм, который тут работает называется – проэкция. “Это не я мечтаю о власти и деньгах, это злые люди мечтают. А я за равенство и мир во всем мире. Поэтому я буду против них бороться, отберу у них эту власть и принесу таким образом стране колосальную пользу.” Тем более, что бунтовщик на своем опыте понимает, как видят ситуацию и чем руководствуются, те против кого он выступает, так как сам человек того же сорта.

Данный механизм включается, когда человек испытывает чувство вины за что-то, что не может в себе искоренить и выбирает просто перестать это в себе замечать. Но не думать о розовом слоне невозможно и он начинает видеть это в других, оправдывая тем, что делает это ради благой, великой цели.

Это порождает подсознательный, внутренний конфликт. Ведь в глубине разума человек понимает, что это все обманные маневры, цель которых убедить себя в том чего нет. От этого копится внутреннее недовольство и напряжение. Зреет червь сомнения.

Но психика старается помогать человеку, подкидывая хитрую схему самообмана, как бы говоря: “В тебе нет никаких червей, это в других они есть. Давай будем их разоблачать.” И человек принимает эту схему, так как это удобный способ сбрасывать внутреннее напряжения.

Но постепенно этот способ начинает работать все хуже и хуже. Поэтому приходится повышать усилия по сбрасыванию напряжения и находить все более и более жирных червяков в чужих яблоках, не признавая что свое уже почти сгнило.
И если такой человек остановится и посмотрит на себя, то ему придется увидеть, что с ним происходит. А для того, чтобы этого не замечать он все с большим и большим рвением отводит свое собственное внимание от себя самого и концентрирует его на других.

Подростковый бунт

С точки зрения психоанализа желание бунтовать во взрослой жизни связано с непройденой фазой подросткового бунта.
В жизни каждого человека должно быть время, когда он начинает протестовать против опеки предков, которые постоянно указывают ему, что и как делать. Грамотный родитель терпеливо позволяет подростку выражать свое “фи” и аккуратно даёт возможность учиться ребенку на собственных ошибках. Постепенно взрослеющий человек эмансипируется от своих родителей и плавно осознаёт, что все таки, хоть мать и отец задроты и старперы, в некоторых вещах они, как ни крути, правы. Мал по малу и родители начинаю уважать личностные особенности подросшего чада.

Подростковый бунт / протестНо когда подростковый бунт резко блокируется, нередко силовыми методами, и ребенку не позволяется иметь своего мнения, то у него остаётся два пути: или принять пожизненную позицию жертвы, или перенаправить свой бунт на что-то другое. Нас интересует второй вариант.

В итоге получается бунт ради бунта. Но для того, чтобы не выглядеть дураком в своих глазах и глазах общества, нужно придумать причину и идеологию для своей революции. И этому могут быть посвящены долгие годы.

А если такой революционер ещё и человек обременённый избытком интеллекта, то он обязательно найдет одобряемое социальными массами русло применения своей бунтовской энергии.

Протест против правительства, как родительской фигуры

Для жителей любой страны правительство является отцовской фигурой, которая может быть хорошей и заботливой, а может быть жёсткой и авторитарной. И против такого родителя очень удобно направить свой бунт. Кто-то бунтует против начальника, кто-то против одного из родителей, а кто-то не мелочится и бунтует сразу против президента.

Протест против правительства, как родительской фигурыИ часто бывает сложно понять кто больше прав. Ведь по обе стороны протеста обычные, склонные к ошибкам, страстям, алчности и эгоизму люди.

По сути это механизм сублимации протестной энергии изначально направленной против родителей.
Таким образом революционер бунтует не против действующей власти, а против внутренних папы с мамой, с которыми он до сих пор в душе не разъединился. Другими словами. Отношения бунтовщика с тем против чего он протестует, это отражение его внутренних, подсознательных отношений с родителями. С настоящими мамой и папой решить вопрос ему слишком сложно, так как включается чувство вины. А против государственной власти сам бог велел удариться в протест.

Избегание ответственности за неудавшуюся жизнь

Когда человек чем-то очень в своей жизни недоволен, признаваться себе в этом он не всегда хочет. Ведь если с собой в этом вопросе быть откровенным, то придется что-то менять, а это будет сопряжено с рядом сложностей, с которыми придется разбираться. А если начать, решать что-то одно, то непременно вылезет на поверхность что-то другое, что тоже не может оставаться прежним. Жизнь каждого человека выстроена определенным образом, к которому он привык и что-то преобразовывать в ней чаще всего не хочется. Обычно имеется желание, чтобы поменялся результат, а проделываемые действия, которые зависят от самой личности, остались бы прежними. Золотая мечта: как бы все вокруг улучшить, не выходя из своей зоны комфорта.

Попытка изменения жизни в лучшую сторону, это как правило, предприятие рискованное и не имеющие никаких гарантий. А риск людей пугает, так как это налагает повышенную ответственность.

Вот по этой причине у людей и возникает желание скинуть с себя это бребя и переложить его на кого-то другого.

Записаться к психологу

“Моя жизнь мне не нравится, и это потому, что мир не обеспечил меня всем необходимым для счастья.”, “Почему мир так суров и несовершенен? Его нужно срочно поменять.” Примерно такие тезисы звучат в голове у таких людей.

Человеку намного проще искать причины своего несчастья снаружи, а не внутри. Ведь если признать, что причины скрыты в собственной личности, это уязвит эго и поставит под сомнение статус собственной идеальности и непогрешимости.

Для того, чтобы как следует утвердить для себя такую картину мира, нужно убедить в нее поверить и окружающих. В ряды подобных протестных групп вступают, как правило, такие же любители искать причины собственных проблем где-то во внешней среде. И для того, чтобы окончательно убедить себя и окружающих в том, что я – окей, а мир – не окей, нужно стать предвадителем данной группы лиц, конечно, если позволяет харизма и имеются лидерские задатки.

Заключение

В данном статье моей задачей было показать, что все радикальные позывы исходят из подсознательного желания, что-то внутри себя компенсировать и уравновесить, при этом стараясь не замечать и не признавать основной проблемы внутри себя.

Но при этом я не хотел сказать, что быть чем-то недовольным и пытаться вокруг себя что-то изменить, это плохо. Напротив, в этом и состоит прогресс – в попытке постоянно улучшать условия жизни, в том числе социальные, экономические и политические.

Более того, протест и различного плана революции зачастую просто необходимы.
Никогда нельзя наперед предсказать, будет ли новая система лучше, чем та, что была свергнута. Но изменения в любом случае неизбежны и нужно относиться к этому философски.
Всегда и во всем можно найти положительные и отрицательные стороны. Но нужно уметь абстрагироваться и видеть картину целиком. При каждом правителе были, как довольные, так и недовольные его правлением. Так было раньше, и так будет всегда. Такова природа человека. Идеальный мир не создать. Люди это существа конкурирующие. А до тех пор пока людям есть к чему стремится им будет и, что делить. А поэтому протестные явления будут существовать всегда и нужно принять их, как нечто естественное и неотъемлемое от человеческой цивилизации.

Автор: Дмитрий Малин – клинический психолог.


 

Если вы чувствуете неудовлетворенность своей жизнью, то обратитесь к опытному психологу!

Для того, чтобы записаться к психологу на консультацию, позвоните по телефону:
8(985)913-45-16.

Если Вы хотите, чтобы специалисты нашего центра сами с Вами связались, то заполните анкету ниже и нажмите кнопку “Отправить”, после чего мы выйдем с Вами на связь в самое ближайшее время.

    Ваше имя

    Ваш E-Mail (обязательно)

    Ваш телефон (желательно)

    Summary
    Протест с точки зрения психологии
    Article Name
    Протест с точки зрения психологии
    Description
    Часто протест выставляется в благородном свете. На самом деле данный феномен базируется на стандартных психологических явлениях.
    Author
    Publisher Name
    Психологический цеyтр PSYHOLOGIKA
    Publisher Logo

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *